Девочка читает книгу
Девочка читает книгу

Времена, когда свои первые буквы, ребёнок учил в школе по азбуке, давно в прошлом. Сегодня родители серьёзней относятся к дошкольной подготовке, поэтому к шести годам почти все дети знают алфавит. Никто не будет ругать ребёнка, если он так и не сможет освоить азбуку до школы. Но самому малышу будет некомфортно, если его друзья в этом преуспеют больше. Чтобы таких ситуаций не возникало, родители должны помочь ребёнку выучить алфавит. Как это сделать правильно, далее рассмотрим более подробно.

В каком возрасте нужно учиться читать?

Возраст – не основной показатель, на который стоит ориентироваться при изучении азбуки. Некоторые дети уже к трём годам более активные и сами просятся читать, другие предпочитают не торопиться и буквы им даются сложнее. Учитывая индивидуальность каждого малыша, занятия также нужно проводить с учётом его особенностей.

Определить, что ребёнок готов к обучению, можно по нескольким факторам. Пора начинать занятия, если ребёнок:

  • играет словами и складывает их в предложения;
  • без труда произносит все звуки;
  • последовательно рассказывает о том, чем он сегодня занимался;
  • хорошо ориентируется в окружающем мире и пространстве;
  • усидчив, может по несколько минут заниматься чем-то одним.

Сначала нужно изучить с малышом звуки, потому что это то, что он слышит с рождения. А затем, постепенно выучить буквы, объяснив ребёнку, что это графические изображения звуков, которые он уже знает.

Как только ребёнок научится орудовать звуками, складывать из них слова и целые предложения, он легко научится читать.

Изучение звуков

Начинать занятия стоит с распознавания гласных и согласных звуков. Нужно объяснить, что гласные – это протяжные звуки, которые мы может пропеть, или прокричать. Их легко произносить и на пути не возникает преград. Если же произнести звук непросто, что-то постоянно мешает, значит это согласные звуки.

Распознать ударные звуки очень просто, достаточно произнести их как вопрос, или с удивлением, например, «барабан!». В этом возрасте ребёнку интересно играть, поэтому и обучение должно проходить в игровой форме.

Можно взять разноцветные кубики, в которых красные кубики будут обозначать гласные, а синие – согласные звуки, и выстраивать из них комбинации разных слов. Дополнительно можно обратить внимание на то, как работает язык во время произношения, встречает ли он преграды на своём пути. Это облегчит занятия, и привлечёт внимание ребёнка.

Нужно сказать первую букву и пусть ребёнок сам попробует определить какой это звук, выбрав подходящий кубик. Затем вторую и последующие, пока не выложит из кубиков полное слово. Если в слове несколько слогов, нужно правильно сделать ударение и акцентировать на этом внимание. А после, когда слово собрано целиком, можно обозначить мягкость и твёрдость звуков.

Не стоит забывать, что некоторые буквы обозначают пару звуков, поэтому сначала лучше выбирать простые слова, которые как произносятся, так и пишутся. К примеру, слон, кот, лес и другие. Когда ребёнок вникнет в суть игры, можно попробовать более сложные слова и даже предложения, чтобы он не запутался на первых занятиях и не потерял к ним интерес.

Делим слово по слогам

Ещё до изучения грамоты, нужно научить ребёнка выделять слоги в словах. Во время произношения каждого слова можно похлопывать, таким образом указывая на новый слог. Ребёнок поймёт, что количество хлопков во время произношения – это и есть количество слогов в данном слове.

Также необходимо объяснить, что каждый слог закачивается на гласную букву, значит сколько таких букв в слове, столько и слогов в нём. Можно поиграть в игру «Найди окончание» или закончи слово. Родители кидают ребёнку мяч и произносят первый слог «ма», а ребёнок продолжает его, например, «ма», «ша». Так каждый раз получаются новые слова, и малыш учится разбивать их на слоги.

Можно поменяться с ребёнком местами и пусть он сам задаёт следующий слог, а родители должны выполнить его задание. Такое развлечение точно вызовет интерес и принесёт свои результаты.

Учимся читать

Когда ребёнок научился распознавать звуки и складывать их по слогам, можно приступать к следующему этапу обучения – учиться читать. Изучая гласные буквы нужно объяснить, что они влияют на произношения стоящих перед ними согласных, и могут смягчать их, или делать более жёсткими.

Изучив первые буквы, можно найти простые слова, в которых они есть, и попросить ребёнка прочитать их. Но прежде чем он их прочтёт, остановитесь на гласной букве, и вместе выясните, как она произносится в этом слове, и как влияет на согласную букву.

Сравнить влияние гласных букв можно на примере простых слов «кот» и «кит», где «О» делает согласную более твёрдой, а «И», наоборот, смягчает букву «К». Пусть ребёнок порассуждает на эту тему, попробует найти похожие слова, в которых гласная оказывает своё влияние.

Во время чтения всегда акцентируйте внимание на гласных, их мягкости. Отдельно стоит рассмотреть слова с мягким знаком, который также смягчает согласные, но не произносится. Как только ребёнок поймёт смысл этого влияния, он сможет прочесть любое слово по слогам.

Учатся читать по тому же принципу, что и осваивают звуки. Сначала находят простые слова, в которых буквы как читаются, так и произносятся, а затем переходят к более сложным словам, с разным написанием и произношением.

Несколько полезных советов

Прежде чем приступать к занятиям и учиться читать, необходимо:

  • Сделать небольшую разминку. Пусть ребёнок расскажет любимый стишок, или скороговорку, чтобы размять язык и настроиться на учёбу.
  • Запастись терпением. Не стоит ждать молниеносных результатов, научить ребёнка читать непросто, поэтому не нужно торопиться.
  • Заинтересовать ребёнка, чтобы он сам захотел позаниматься. Родители могут предложить поиграть, и, если малыш не против, значит можно позаниматься. Если же желания нет, заставлять не нужно, лучше отложить занятия до следующего раза.
  • Больше общаться, не нужно увлекаться развивающими программами на компьютере. Живое общение всегда более эффективно.
  • Постоянно поддерживать интерес. Занятия могут проходить где угодно, как на прогулке, так и дома, в любой подходящий для этого момент.

Таким образом можно быстро объяснить ребёнку что такое буквы и звуки, чтобы он сам мог складывать слоги и научился читать.

Рейтинг: 5 / 5