Учимся читать
Учимся читать

Система Монтессори – одна из самых известных методик обучения, которую практикуют современные педагоги. Главная особенность методики в том, что ребёнок сразу учится читать и писать. Система довольно простая и эффективная, поэтому пользуется такой популярностью. В чём суть данной методики, как проводятся занятия и что для этого необходимо, далее рассмотрим более подробно.

Когда начинать обучение?

Письмо и чтение тесно взаимосвязаны между собой, поэтому и обучение должно быть комплексным. Каждый ребёнок имеет свои особенности, поэтому занятия начинают по мере зарождения интереса у малыша. В возрасте 3-4 года дети начинают активно интересоваться окружающим миром. Специалисты считают, что это оптимальный возраст для обучения.

Сначала ребёнок должен освоить звуки. В Монтессори для этого не используют скучные термины и понятия. Навыки здесь прививают с помощью специальных сундучков, или коробочек, в которые складывают мелкие фрагменты, с общими признаками. Ребёнку предлагают разные звуки, он находит общие и раскладывает их по коробкам, в определённом порядке: с начала, в середине, или в конце слова.

Как только ребёнок научится различать звуки, можно переходить к следующему этапу и демонстрировать ему буквы – символы, которыми эти звуки обозначаются. Чтобы материал проще усваивался, делают специальные таблички и другие наглядные пособия, на которые наклеивают буквы с шероховатой поверхностью.

Как использовать методику?

Когда карточки готовы, можно приступать к практическим занятиям. В этой системе обучение происходит не только за счёт визуального восприятия. Задействованы также и тактильные ощущения, улучшающие восприятие информации.

Необходимо сесть рядом с ребёнком и показать ему какую-нибудь букву. Важно не только правильно её произнести, но и пальцами обвести её контур. Затем малыша просят повторить букву и также провести по ней руками. Таким образом работают сразу несколько рецепторов и ребёнок одновременно, видит, слышит и ощущает букву.

На каждую изученную букву нужно придумать несколько слов. После чего все карточки раскладывают перед ребёнком и просят найти буквы, которые он только что изучал. Если возникли трудности, стоит вернуться к началу урока и ещё раз проделать манипуляцию с карточками, пока малыш не запомнит информацию.

Учить нужно сразу несколько букв, из которых можно составить простенькое слово, например, «кот». Когда все три буквы изучены, их выкладывают в один ряд и просят ребёнка их произнести. Так малыш, пока ещё неосознанно, прочтёт своё первое слово и заинтересуется занятиями.

Учимся писать

Одновременно с изучением букв можно заниматься письмом. Ребёнок должен учиться контролировать движения рук и пальцев, поэтому нужно тренировать мелкую моторику. Можно использовать песок, или крупы, чтобы малыш рисовал на них изученные буквы. Затем занятия можно продолжит на доске, используя мел.

Также для обучения можно использовать яркие фломастеры и альбомные листы. Пусть ребёнок попробует нарисовать изученную букву объёмной, а потом аккуратно разукрасит её чёрточками. В системе Монтессори есть несколько подвижных алфавитов, для детей и взрослых, которые обозначают разноцветными фломастерами. Сначала взрослый рисует букву, а затем ребёнок повторяет её контуры другим цветом.

Для составления слов используют разноцветные карточки. Ребёнку дают задание сложить из карточек определённое слово и смотрят, как он с этим справится. Если есть ошибки, взрослый выкладывает это же слово другим цветом и просит малыша сравнить их. Так ребёнок учится находить ошибки и запоминает, как правильно пишется слово.

Читаем осмысленно

Существует несколько разноцветных серий, которые используют для обучения чтению. Если ребёнок только учится читать, используют розовую серию, в которой произношение и написание слов совпадает. Далее задача постепенно усложняется, пока ребёнок не начинает читать с пониманием.

На первом занятии можно использовать любимые игрушки малыша и простые слова. Необходимо взять несколько листочков и написать с ребёнком каждое слово. Затем карточки перемешивают, а игрушки переставляют местами, и просят малыша восстановить нарушенный порядок.

Когда ребёнок справится с заданием и правильно восстановит последовательность, можно усложнить задачу и описать на разных карточках предметы, которые есть в комнате. Эти карточки отдают ребёнку, и он должен самостоятельно найти описанные на них предметы. В результате каждая подпись оказывается на своём месте, возле соответствующего ей слова.

Если в процессе изучения карточек встречаются сложные и непонятные слова, не стоит проходить мимо, нужно объяснять их смысл. На этом этапе малышу можно привить ещё одни полезный навык – поиск необходимой информации в словаре, или в других источниках. Необходимо вместе найти непонятное слово и разобрать его смысл.

Проводятся все занятия в игровой форме. К примеру, можно написать несколько заданий для малыша на разных полосках, а он выберет то, что может сделать. Книжки для занятий выбирают простые, чтобы слова в них читались также, как произносятся. Иллюстрации должны быть яркими и большими, а сами предложения короткими и понятными для ребёнка.

Игры с глаголами

По мере изучения всех букв, когда ребёнок уже научился читать простые слова, можно поиграть с ним в игры с действиями – с глаголами. Для этого готовят несколько карточек со словами и командами, например, подпрыгнуть, или хлопнуть в ладоши. Когда ребёнок доходит до карточки с командой, он отдаёт её родителям и выполняет требуемое от него действие.

Если ребёнок уловил суть игры, задание можно усложнить, дополнив слово предложением. К примеру, принеси мяч, или найди куклу. Каждая новая серия карточек имеет свой цвет и даёт ребёнку новые задачи. Слова с правилами на «жи», «ши», или с мягким знаком, собраны в голубой серии, а йотированные гласные – в зелёной серии.

Завершают занятия самой сложной, белой серией, в которой в словах есть сразу несколько правил и задач. На этом этапе ребёнок уже сам сможет читать книжки и выполнять определённые задания. Но не стоит торопить события и рассчитывать на быстрый результат. Заниматься нужно постепенно, осваивая каждую серию системы.

Рейтинг: 0 / 5