Готов ли ребёнок учится читать
Готов ли ребёнок учится читать

Современные родители серьёзно относятся к дошкольной подготовке и считают, что к первому классу ребёнок должен уметь читать. Но к дошкольникам нужен особый подход, поэтому не стоит предъявлять слишком строгие требования. Прежде чем приступать к обучению, нужно убедиться в том, что ребёнок может усваивать информацию. Как подготовится к занятиям, далее рассмотрим более подробно.

Разбор слов на звуки

Большая часть современных методик сводится к тому, что учить ребёнка читать необходимо с распознания звуков и расширения его словарного запаса. И если с последним трудностей не возникает, родители могут читать малышу сказки, объяснять смыл непонятных для него слов, то распознавать звуки намного сложнее.

Для этого и разрабатываются методы, игры и тесты, с помощью которых ребёнок учится различать звуки, буквы и составляет из них слоги. Самый простой пример – манипуляции со звуками, суть которых сводится к следующему. Ребёнку предлагают простое слово, например, «топ», и просят произнести его без звука «т», или слово «кот», в котором нужно поменять звук «о» на «и».

В результате этих несложных манипуляций, ребёнок не только учится распознавать звуки, но и понимает, что, меняя их местами, можно получать новые слова. Только когда малыш освоит эти навыки, сможет составлять небольшие рассказы о себе, можно проступать к дальнейшему обучению.

Тест Изабель Либерман на звуки и слоги

Доктор Либерман провела любопытное исследование и выяснила, что дошкольники лучше различают большие слоги, а звуки практически не замечают. Для этого детям раздали небольшие палочки и произносили 42 простых слова, которые состояли из нескольких звуков. Когда ребёнок слышал звук, он должен был стукнуть палочкой по столу. Затем аналогичное исследование провели со слогами, только стучать ребёнок должен был, когда слышал слог.

Результаты показали, что большая часть испытуемых не справилась с поиском звуков, и лучше различала слоги. Эти же исследования проводились с детьми постарше, которые уже умеют читать. Здесь отличные результаты показали те дети, которые читают быстро и уверенно. У детей, читающих по слогам, с распознаванием звуков также возникла проблема. В таких условиях естественно возникает вопрос, как же научить ребёнка распознавать звуки?

Игры со звуками

Результаты исследований доктора Либерман подтвердили и другие специалисты, которые считают фонемы – основной проблемой обучения.

Доказано, что дети, научившиеся распознавать звуки читают лучше и быстрее тех, кто так и не освоил этот навык. А справится с этой проблемой поможет простая игра. Нужно регулярно читать с ребёнком рифмованные стишки и петь песенки, заменяя в словах разные звуки, например, Маша-Саша-Даша, или мошки-кошки. Играть таким образом можно повсюду, как дома, так и на прогулках.

Отправляясь в семейную поездку, давайте ребёнку простые задания, например, найди предмет на звук «ч», или произнеси слово без последних трёх звуков. Таким образом он постепенно усвоит фонемы, и весело проведёт время.

Учим буквы

Но изучение звуков – это только первый этап на пути к полноценному чтению, ребёнок ещё должен выучить буквы, и понять для чего они вообще нужны.

Любой человек почувствует себя неловко, если ему предложат прочесть пару строк на неизвестном ему языке. Такие же чувства испытывает ребёнок, который ещё не знает алфавит. Необходимо научить ребёнка различать каждую букву и объяснить ему, что буквы – это графические символы обозначающие звуки.

Обучение проходит постепенно, поэтому не стоит торопить события. Если ребёнок чего-то не понимает, нужно вернуться к началу занятий и устранить этот пробел. Заниматься лучше в игровой форме, чтобы вызвать у ребёнка интерес.

Рейтинг: 0 / 5